1 Мудрый сын [слушает] наставление отца, а буйный не слушает обличения. |
1 Мудрый сын любит наставление своего отца, а насмешник упреков не слушает. |
2 От плода уст [своих] человек вкусит добро, душа же законопреступников--зло. |
2 От плода своих уст человек вкушает благо, а лживые тяготеют к жестокости. |
3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. |
3 Стерегущий уста хранит свою жизнь, а говорящий опрометчиво себя погубит. |
4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. |
4 Лентяй желает и ничего не получает, а желания усердного исполняются до конца. |
5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит [себя]. |
5 Праведные ненавидят ложь, а неправедные приносят срам и бесчестие. |
6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника. |
6 Праведность хранит тех, чей путь прям, а нечестие губит грешника. |
7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. |
7 Один притворяется богатым и ничего не имеет; другой притворяется бедным, будучи очень богат. |
8 Богатством своим человек выкупает жизнь [свою], а бедный и угрозы не слышит. |
8 Богатства способны выкупить жизнь, а бедняк и угроз не слышит. |
9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. |
9 Свет праведных светит весело, а светильник нечестивых гаснет. |
10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся--мудрость. |
10 Гордость только рождает ссоры, а мудрость у тех, кто внимает советам. |
11 Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. |
11 Тает богатство, что быстро нажито, а копящий мало-помалу накопит много. |
12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание--[как] древо жизни. |
12 Надежда, которая все никак не сбудется, томит сердце, а сбывшееся желание - дерево жизни. |
13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. |
13 Презирающий наставление сам себя губит, а чтущий заповедь будет вознагражден. |
14 Учение мудрого--источник жизни, удаляющий от сетей смерти. |
14 Учение мудрых - источник жизни, отводящий от сетей смерти. |
15 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток. |
15 Здравый разум привлекает расположение, а путь вероломных ведет к погибели. |
16 Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. |
16 Всякий разумный поступает со знанием, а глупец выказывает свою дурость. |
17 Худой посол попадает в беду, а верный посланник--спасение. |
17 Жди от плохого посла беды, а от верного вестника - исцеления. |
18 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести. |
18 Бедность и стыд пренебрегающему наставленьем, а внимающего упреку почтят. |
19 Желание исполнившееся--приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла. |
19 Сладко душе сбывшееся желание, а глупцам противно от зла отвернуться. |
20 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. |
20 Кто общается с мудрыми, сам станет мудр, а спутник глупцов попадет в беду. |
21 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром. |
21 Несчастье преследует грешника, а благополучие - награда для праведных. |
22 Добрый оставляет наследство [и] внукам, а богатство грешника сберегается для праведного. |
22 Добрый человек оставит наследство детям своих детей, а богатство грешных копится для праведных. |
23 Много хлеба [бывает] и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка. |
23 Много хлеба может дать и поле бедняка, но неправый суд его губит. |
24 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. |
24 Жалеющий розгу не любит своего сына, а кто любит, прилежно его наказывает. |
25 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение. |
25 Праведный досыта будет есть, а нечестивый - ходить голодным. |