1 Закон - это лишь тень тех благ, которые ожидают людей в будущем, а не сами эти блага. Поэтому Закон не может сделать совершенными тех, кто приходит, чтобы постоянно, из года в год, приносить те же самые жертвы. |
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. |
2 Если бы Закон был в состоянии это сделать, то разве они не перестали бы приносить свои жертвы? Поклоняющиеся были бы очищены раз и навсегда, и больше не чувствовали бы вины за свои грехи. |
2 Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. |
3 Но эти жертвы служат для того, чтобы из года в год напоминать о грехе, |
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, |
4 потому что кровь быков или козлов не может устранять грехи. |
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. |
5 Поэтому, входя в этот мир, Он сказал: «Не захотел Ты ни жертв, ни даров, но Ты приготовил тело для Меня. |
5 Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. |
6 Тебя не радуют ни всесожжения, ни жертвы за грех. |
6 Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. |
7 Тогда Я сказал: “Вот, Я иду, как и написано в свитке обо Мне, чтобы исполнить волю Твою, Боже!”» |
7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. |
8 Итак, в начале Он сказал: «Не захотел Ты ни жертв, ни даров, ни всесожжений, ни жертв за грех, они Тебя не радуют и Ты не доволен ими». Он сказал это несмотря на то, что все это требовалось по Закону. |
8 Сказав прежде, что `ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни [жертвы] за грех, --которые приносятся по закону, --Ты не восхотел и не благоизволил', |
9 Потом Он добавил: «Вот, Я иду, чтобы исполнить волю Твою». Он отменяет первое и вводит в силу второе. |
9 потом прибавил: `вот, иду исполнить волю Твою, Боже'. Отменяет первое, чтобы постановить второе. |
10 И потому, что Он исполнил волю Божью, мы были раз и навсегда освящены принесением в жертву тела Иисуса Христа. |
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. |
11 Каждый священник изо дня в день выполняет свои обязанности, вновь и вновь принося одни и те же жертвы, не способные удалить грехи. |
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. |
12 Этот же Первосвященник принес одну жертву за грехи, действенную вовеки, и сел по правую руку от Бога. |
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, |
13 С тех пор Он ожидает того часа, когда Его враги будут повержены к Его ногам. |
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. |
14 Одной жертвой Он навсегда сделал освящаемых совершенными. |
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. |
15 Об этом нам свидетельствует и Святой Дух. Вначале Он говорит: |
15 [О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: |
16 «В будущем Я заключу с ними завет, - говорит Господь. - Законы Мои Я вложу в их сердца и запишу в их умах». |
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, |
17 Потом Он добавляет: «Их грехи и их беззакония Я больше не вспомню». |
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. |
18 Когда грех прощен, тогда уже больше нет нужды в жертве за грех. |
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. |
19 Братья, благодаря крови Иисуса мы теперь можем смело войти в Святое Святых, |
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, |
20 войти по новому и живому пути, который открыт для нас через завесу, то есть через Его тело. |
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, |
21 У нас есть великий Священник, Который стоит во главе всего дома Божьего. |
21 и [имея] великого Священника над домом Божиим, |
22 Так давайте же придем к Богу с искренними сердцами, в полноте веры, кроплением очистив сердца от порочной совести и омыв тела чистой водой. |
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, |
23 Будем непоколебимо держаться исповедания веры, которая дает надежду, потому что Тот, Кто обещал нам, верен. |
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. |
24 Будем с вниманием относиться друг ко другу, побуждая друг друга к любви и добрым делам. |
24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. |
25 Не будем пренебрегать возможностью встречаться друг с другом, чем некоторые пренебрегают. Будем ободрять друг друга, особенно видя, что день Его возвращения уже приближается. |
25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. |
26 Потому что если мы, узнав истину, сознательно продолжаем грешить, то грехи эти не искупит уже никакая жертва. |
26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, |
27 В таком случае нам остается лишь со страхом ожидать суда и яростного огня, который пожрет врагов Божьих. |
27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. |
28 Кто нарушал Закон Моисея, того, на основании слов двух или трех свидетелей, безжалостно предавали смерти. |
28 [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, |
29 Так насколько же более сурового наказания по вашему мнению заслуживает тот, кто попирает ногами Сына Божьего, ни во что не ставит кровь завета, которой был освящен, и оскорбляет Духа благодати? |
29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? |
30 Мы знаем Того, Кто сказал: «Предоставьте месть Мне, Я воздам» и еще: «Господь будет судить Свой народ». |
30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. |
31 Страшно впасть в руки живого Бога! |
31 Страшно впасть в руки Бога живаго! |
32 Вспомните прежние дни, когда после того, как вы были просвещены, вы выдержали тяжелые страдания. |
32 Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, |
33 Временами вас выставляли на осмеяние и преследовали, а временами вы стояли плечом к плечу с теми, кто переносил такие же страдания. |
33 то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии]; |
34 Вы проявляли сострадание к тем, кто находился в темницах; вы даже радовались, когда забирали ваше имущество, потому что вы знали, что у вас есть имущество лучшее, вечное. |
34 ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. |
35 Не теряйте же мужества, вы за это будете щедро вознаграждены. |
35 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. |
36 Но для того, чтобы исполнить волю Божью и получить то, что Он обещал, вам необходимо терпение. |
36 Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; |
37 Еще недолго, совсем недолго, и «Тот, Кто должен прийти, придет незамедлительно. |
37 ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. |
38 Праведный Мой верой жив будет, но если он отступит от веры в Меня, Я буду недоволен им». |
38 Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. |
39 Но мы не из тех, кто отступает и гибнет; нет, мы верим и получаем спасение! |
39 Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души. |