1 Человека, слабого в вере, принимайте, не споря о мнениях. |
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. |
2 Вера одного позволяет ему есть все, а слабый в вере ест только овощи. |
2 Ибо иной уверен, [что можно] есть все, а немощный ест овощи. |
3 Тот, кто ест все, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и, в свою очередь, тот, кто чего-то не ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его. |
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. |
4 Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Стоит он или падает перед своим хозяином, он будет снова поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его. |
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. |
5 Кто-то различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и дальше поступает в соответствии со своими убеждениями. |
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума. |
6 Кто считает, что один день важнее другого, тот делает это для Господа. Кто ест что-либо - ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест этого - тоже для Господа не ест и благодарит Бога. |
6 Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. |
7 Никто из нас не живет для себя и не умирает для себя. |
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; |
8 Если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, то умираем тоже для Господа. Живем мы или умираем - мы принадлежим Ему. |
8 а живем ли--для Господа живем; умираем ли--для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, --[всегда] Господни. |
9 Ведь для этого и Христос умер и воскрес, чтобы Ему быть Господом живых и мертвых. |
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. |
10 Почему же ты судишь своего брата? Или почему ты презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем на суд Божий. |
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. |
11 Написано: «Верно как то, что Я живу, - говорит Господь, - каждое колено поклонится предо Мной и каждый язык исповедает, что Я Бог». |
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога. |
12 Каждый из нас ответит перед Богом сам за себя. |
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. |
13 Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть. |
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну. |
14 Я знаю и твердо убежден в Господе Иисусе, что нет никакой пищи, которая была бы сама по себе нечиста, но если человек считает что-либо нечистым, то для него оно нечисто. |
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. |
15 Если твой брат оскорбляется из-за пищи, которую ты ешь, то ты поступаешь не по любви. Не губи своей пищей брата, за которого умер Христос. |
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. |
16 Не давайте людям повода ругать то, что вы считаете добрым. |
16 Да не хулится ваше доброе. |
17 Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, в мире и в радости, которую дает Святой Дух. |
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. |
18 Кто так служит Христу, тот доставляет радость Богу и заслуживает одобрение людей. |
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей. |
19 Будем же прилагать все усилия, чтобы делать то, что ведет к миру и взаимному назиданию. |
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. |
20 Не разрушайте дела Божьи ради пищи. Вся пища чиста, но плохо поступает тот, кто через пищу приводит своего ближнего к падению. |
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. |
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, от чего твой брат спотыкается. |
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. |
22 Пусть твое мнение на этот счет будет твоим личным убеждением перед Богом, и счастлив тот, кто не осуждает себя за свой выбор. |
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. |
23 Кто ест и в то же время сомневается в правильности своего решения, уже осужден, потому что он не поступает в соответствии со своей верой, а все, что не по вере, - грех. |
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех. |